Как узнать в человеке образ Божий?
Каждый человек несет в себе образ Божий. Это образ может быть даже у очень злого человека. У злого, безбожного, плененного грехами человека, он помрачен, замутнен страстями. В самом страшном случае этот образ может быть даже уничтожен. Тогда наступает духовная смерть. Но пока в человеке есть образ Божий – есть и Божья надежда о том, что человек сможет очистить его и тем самым открыть себе путь в будущую жизнь. Как же узнать в человеке образ Божий?
Двухмерность человека
Среди черт образа Божьего в человеке можно выделить: молитвенность, способность человека к покаянию, и то, чего нет у других существ ̶ это внутреннее ощущение бессмертия духа. Вот почему, человек, особенно это бывает очевидно в периоды кризиса веры, в периоды безбожия, чувствует свою двухмерность, как бы свое нахождение в двух мирах. Я червь – я Бог. Он ощущает в себе одновременно и тленность, легко доказуемую, и тяжело познаваемую, но внутренне для верующего человека уже очевидную нетленность ̶ бессмертие. И хотя это не совсем точно, все-таки тленность отождествляется с материальной природой человека, а нетленность ̶ с духовной. Но в первом приближении действительно так. Тело смертно, душа бессмертна. В свое время шутили по поводу материалистического учения; говорили, что оно состоит из переплетения двух взаимоисключающих утверждений: человек произошел от обезьяны и человек это звучит гордо. Так же издевался над сущностью коммунизма Бердяев «Человек произошел от обезьяны, так давайте будем любить друг друга». Говоря о происхождении от обезьяны, мы имеем в виду именно материалистический аспект дарвинисткой теории. От обезьяны в смысле только от обезьяны, значит, не от Бога. Перенос биологии в богословие. Вот это ощущение бессмертия духа очень характерно для человека.
Свобода воли
Конечно, с этими чертами связанно понятие, с которым мы сталкиваемся с первых же описаний человеческих поступков в Раю, это одновременно и черта Божья и дар данный Богом человеку, который можно назвать как свобода воли человека. Этим человек принципиально отличается от всего сущего на земле. На самом деле такое красивое слово «свобода», но именно в значении свобода воли, вовсе не самая высшая свобода. Свобода воли означает для человека в итоге свободу выбора, а значит способность к нравственному выбору. Нравственность человека есть производная от свободной воли. Способность человека к выбору между добром и злом определяется данным ему даром свободной воли. Многие хотели бы отказаться от этого дара, чтобы за них думал Бог, чтобы за них думал кто-то другой, чтобы за них творил кто-то другой, чтобы ни за что не отвечать. Но настоящий человек всегда выбирает и всегда отвечает.
Нравственный выбор связан со свободой воли; он же, с другой стороны, связан с покаянием. В данном случае речь идет уже о падшем человеке, потому что человек в раю еще не способен был к покаянию, но падший человек также сохраняет образ Божий, поэтому мы имеем право об этом говорить. Способность к покаянию также говорит о том, что человек имел выбор. Потому что если он раскаивается, значит, мог бы поступить по-другому, значит, ощущает в себе способность поступить по-другому. Здесь в понятии нравственного выбора сходятся и ниточка от покаяния, и ниточка от свободной воли.
Творчество
Что еще в человеке явно свидетельствует об образе Божьем? На этом особенно настаивал Н.А.Бердяев. Кстати Бердяев в свое время, когда писал, что главным является не бессмертие духа в человеке, а свобода воли и творчества, думал, что он первый произносит эти слова. Действительно, эти слова в богословии XIX века были забыты, но святым отцам известно и понятие свободы воли, и понятие творчества. Творчество – это также черта образа Божьего в человеке. Человек во многом творец. Сегодня человек падший творец и поэтому мы критикуем часто творения человеческих рук и человеческого ума, но сама способность творить дана человеку от Бога, как и способность познавать. Мы не можем его не познавать, в этом дар Божий.
Личностность человека, как следствие личностности Бога
Есть такое понятие, как эстетическая оценка мира. Простой пример, для серенькой уточки раскрашенный селезень это знак того что он самец. Человек, смотрящий на селезня, видит, что он красив. Человек вообще оценивает мир часто исходя из критериев красоты, мы и о поступках нравственных говорим красиво это или не красиво с нравственной точки зрения. Само понятие красоты, стало быть, очень глубокое, не только чисто эстетическое, но и исходящее от взаимосвязи от откровения Божьего в человеке. Понимаете, Бог познается не только как умное, не только как доброе, но и как красивое, это тоже надо иметь в виду.
Человек действительно создан по образу Божьему, но в христианской новозаветной перспективе никогда не надо забывать о том, что Бог нам открывается не просто как личность, а как Троица. Об этом редко пишут в толкованиях, но на самом деле, не лишне сказать, что человека можно также рассматривать, как созданного по образу Троицы.