Монах ест мясо, а люди воцерковляются
Вы знаете, что многие наши церковные деятели советского периода находились под страшным давлением, и часто им приходилось вольно или невольно участвовать в разных светских мероприятиях. Так повелось со второй половины сталинского правления. Хотя гонения продолжались, стали проходить мероприятия, на которые приглашали авторитетных священников и архиереев. Официальные приемы, званые обеды, где изобилие на столах ассоциировали с показателем достатка в государстве. Вслед за ними, и просто чисто церковные обеды после епископских хиротоний, патриаршие обеды после праздников стали настоящими пиршествами. Даже можно было удивиться, что Церковь практически разорена, а обеды все еще существуют.
Хотя, патриарх Алексий Первый, как рассказывают о нем очевидцы, во время Ленинградской блокады прятался вместе с прихожанами в церкви и вместе с ними делил скудные крохи просвирок - вот, что значит настоящий пост, настоящее подвижничество. Но патриарх Алексей Первый был архиереем еще дореволюционного поставления и он являет собой скорее исключение.
Монах ест мясо, а люди воцерковляются
Так вот, на этих совместных обедах, что греха таить, часто и священники в пост могли вкусить чего-нибудь не постного, и архиереи, которые из монахов, ели часто мясное. Хотя устав монашеский это не догмат веры, это традиция и она не везде такая, даже обетов не вкушать мясное при пострижении в монашество монах не дает. Поэтому формально можно сказать, что он не нарушил каких-то клятв Богу. И, тем не менее, традиция не разрешает архиерею вкушать мясного, однако на всех этих светских совместных мероприятиях архиереи вкушали мясное.
В те хрущевские, брежневские годы, знаете, какой была реакция на это светских людей, не верующих? Положительной! «Оказывается, он такой же нормальный человек! Что это у нас говорят, что церковные люди какие-то все засушенные, заспиртованные, нереальные, с предрассудками, а если я, светский человек, вижу, что этот церковный хорошо кушает и хорошо пьет, тогда он живой человек и я начинаю с ним говорить».
Благодаря этому у многих людей появлялся интерес к Церкви. Возникала замечательная ситуация, когда через эти трапезы, появлялись представления об умных священниках, образованных архиереях. Откуда светские люди могли об этом узнать, только от совместных застолий, от совместных каких-то дел. Часто партийные органы и уполномоченные по делам религии вместе с епископами или благочинными решали благодаря этому многие хозяйственные вопросы.
Священник-КГБшник
В постсоветское время архиереев стали упрекать в сотрудничестве с органами безопасности. Но таких случаев был небольшой процент. Еще меньше мог быть процент неверующих священников и неверующих епископов, засланных из каких-то компетентных органов.
Священник с определенной практикой не может быть неверующим человеком, если он предстает пред Престолом. Если он всю жизнь сидит в кабинете и никогда у престола не стоял, тогда все может быть, тогда он действительно может быть номенклатурным служителем. Но если он совершает Евхаристию, притвориться нельзя. Притвориться можно пять, десять раз, а потом может быть такой кризис, что человек либо умрет, либо уйдет, либо сойдет с ума. Никакой артистизм не поможет, тем более, никакой государственный профессионализм.
Часто священники с такими людьми решали не КГБшные, а вполне реальные хозяйственные проблемы, архитектурные, строительные. Не всегда это было конфликтно, особенно в брежневские времена. Эти люди знают много лет друг друга, и они привыкли к этому образу жизни.
Новые времена – новые нравы
Но представьте себе, что сейчас церковник советской закалки пришел на трапезу к светским людям. Я был свидетелем такого случая, когда такому человеку специально готовили, зная, что он монах, постное, рыбное, а здесь светские люди сидят, здесь все остальное. И он по привычке отодвинул все это рыбное и придвинул к себе мясное.
Но ситуация в корне изменилась. В современном обществе от этого человека требуют, не как в советское время, а, наоборот, быть не таким как все. Чтобы начать почитание Бога, требуют, чтобы ты был не такой как все. Поэтому сегодня к христианам, не только к священникам и епископам, совсем другие требования. Если ты не можешь совладать с собой – это один вопрос, но если ты живешь для Бога, то для внешних ты должен, безупречно нести образ Христов.
«Один пьяный священник равняется десяти лекторам научного атеизма».