Моисей. Часть 2. Краткий конспект
Заповеди о любви к Богу: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и о любви к человеку: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» были разбросаны в Пятикнижии Моисея. Господь объединяет в одну заповеди о любви к Богу и ближнему и называет ее главнейшей.
Большинство остальных заповедей формировались как запреты.
Заповеди — воспитательная мера для спасения Израиля, для особой его миссии в Древнем мире.
Заповедь о том, что надо возлюбить ближнего как самого себя, имела весьма ограниченный смысл. Во-первых, следовало возлюбить израильтянина. Во-вторых, доброго к тебе израильтянина.
Отношение к врагу и пришельцу было неоднозначным. Пока враг на твоей территории — ты ему даешь кров, пищу, относишься к нему как к желанному гостю. С христианской точки зрения — это лицемерие. Но с ветхозаветной точки зрения — нет. За пределами твоего дома он продолжает быть врагом.
В самый древний период существования Израиля только криминальные убийства считались преступлением. Если убийство невольное, ты всё равно можешь опасаться мщения со стороны родственников убитого и имеешь право бежать.
В моральных вопросах действовало так называемое золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, так и ты поступай с другими. Это был принцип равного энергетического воздаяния.
Надо сказать, что знаменитый принцип «око за око и зуб за зуб» не нес оправдания кровной мести, а нес характер ограничения зла. Заповеди Нового Завета имеют своей целью уничтожение зла, а ветхозаветные заповеди — ограничение зла. «Око за око...» означает не то, что ты должен отомстить. Это обращение не ко мстящему, а к грешащему. Если ты собираешься вырвать око у кого-либо, знай, что око вырвут и у тебя. Это принцип предупреждения о воздаянии за преступление.
Это воздаяние в земной жизни. И именно с этим связано то, что в Израиле был простой принцип наказания: либо штраф, либо, если это уже не помогает, смертная казнь.
Считалось, что жить на земле Израиля согрешивший человек не может: его душа истребилась. Душа и жизнь были синонимами. Таким образом, смертной казни не передавался характер отмщения. Это была священная казнь. Такое можно понять только внутри логики древнего теократического общества. Это в светском обществе смертная казнь превращается в попытку мести по отношению к преступнику. За преступлением в Древнем Израиле следовали или штраф, или смерть. Есть черта, которую нельзя переходить. Если ты ее перешел, ты умер.
Законы Ветхого Завета
Законы Моисея разбросаны в книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В основном они находятся в Исходе и Второзаконии. Это законы о рабах, об убийствах, о половых грехах, о ритуальной чистоте, о храме, праздниках, животных чистых и нечистых. Их шестьсот тринадцать вместе с десятью заповедями.
Рабство в ветхозаветном Израиле было в значительной степени ограничено. Это было больше экономическое, нежели рабство личности. И к рабам-евреям было особенное отношение. Раб хоть и попадал в вынужденную кабалу, тем не менее он оставался твоим братом в духовном отношении. Ряд законов способствовал тому, что хозяин отвечал за своего работника, за раба. То есть он не был вещью, как в Риме, но был зависимым человеком.
За злоумышленное убийство человек предавался смерти. В том числе за то, что ударил отца или мать, и даже за то, что злословил отца или мать, он мог быть предан смерти. Приносящий жертву богам должен быть истреблен. Ворожей также не оставляли в живых. Еще были половые грехи.
За всё должно заплатить соответственно. Не обязательно равное число. Иногда в четыре, в пять раз больше. Скажем, тот, кто украдет вола, пять волов заплатит за одного. А кто не может заплатить выкуп, того забирают в рабство.
Сначала все дела судил Моисей, а потом он разделил эту обязанность между разными судьями, которые ему докладывали о своих делах. К этим судьям тоже применялись определенные законы.
Целый свод законов касался вопросов ритуальной чистоты и нечистоты. Прежде всего это был вопрос о ритуальной чистоте животных.
Другой аспект чистоты или нечистоты касался вопросов жизни и смерти. Всякий труп считался нечистым. Прикосновение к трупу означало нечистоту. Труп нечист почему? Потому что труп — зримое явление смерти. А смерть нечиста, ибо она дыхание дьявола. Тот, кто прикоснулся к мертвому телу, нуждался в специальном ритуале очищения. (41:45) Смерть нечиста.
Знаком отверженности также считалась бездетность. Но она в ряде случаев исправлялась по молитве.
Проказа считалась знаком страшной нечистоты. Но если оказывалось, что это не проказа, а другая кожная болезнь, человек должен был совершить соответствующий ритуал очищения. Во всех случаях прикосновения к нечистому, кроме совершения жертвоприношения, человек обязательно должен был омыться освященной водой.
Физиологическое семяизвержение мужчин и обычное женское кровотечение считались знаком нечистоты. Эта идея шла от осознания чистоты и святости брака. С христианской точки зрения, проявления физиологической нечистоты следует рассматривать как моменты, которые указывают на то, что наше тело несовершенно, болезненно, смертно. Но тогда этой смертности тела придавался прямой смысл. То есть это нечистота душевная, проявляющаяся через тело.
Относиться сейчас к нечистоте в ветхозаветном понимании смешно. Это законнический подход, так нельзя действовать. Нельзя нечистоту физическую возводить в ранг душевной. Чистота Божья побеждает твою физиологическую нечистоту.
Ветхозаветное отношение к нечистоте в наше время — ритуализм и законничество, с которым Господь нас учит бороться, начиная со времен Евангелия.
Во времена Ветхого Завета народ в своем духовном состоянии был младенцем. И это дитя нужно было воспитывать. Для этого дан закон. Строгие, жесткие заповеди.
Ветхозаветный смысл брака заключается в детях. Единственное назначение брака, с точки зрения ветхозаветных представлений, — это дети. Чем больше детей, тем более осуществлен благодатный брак. Чем меньше детей, тем хуже. Нет ребенка — это знак отверженности от Бога, отлученности, проклятости.
Все формы отношений, которые способствуют семье, где много детей, позволительны и благословенны — жена, две жены, две жены и несколько наложниц и так далее. Ветхозаветный закон нигде не борется с двоеженством и с институтом наложниц в плане брачных и половых отношений. Но за внебрачные половые отношения грозила смерть.
Строгость отношения к половым грехам, и к половым извращениям особенно, была обусловлена одним — это мерзко перед Богом. Предостережением звучало: от этого не исполняется обетование Авраама о рождении детей. (1:00:55)
В одном ряду с этими грехами стоит так называемый грех Онана, онанизм. Но грех Онана являлся совсем не рукоблудием, а другим грехом: Онан не хотел восстанавливать семя своему покойному брату. Рукоблудие неправильно названо онанизмом. К греху Онана это не имеет никакого отношения. Только по форме, не по содержанию. По сути, это совершенно другой грех. Это грех нежелания участвовать в законе восстановления семени.
Не все законы Пятикнижия — законы одного времени, они складывались постепенно.
В целом половая мораль была обусловлена вопросами не христианского, а ветхозаветного отношения к браку.
Слияние двоих в единую плоть перед лицом Бога, единение для совместного спасения и есть главная цель брака. Тот, кто спасается не в браке, а в монашестве например, спасается исходя из других принципов. А в браке человек спасается через единение двоих в единый организм. А мы узнаем в христианстве уже тайну малой церкви. Господь не дает нового учения о браке в Новом Завете, а возвращает нас к райскому идеалу.
В Ветхом Завете идеал брака был отодвинут на второй план, ради ветхозаветной практической цели — размножения.
Древний иудей учился выполнять волю Божью не за награду на небесах, а за благополучие на земле. Если не я буду счастлив, думал он, то хотя бы мои потомки. У праведника, если он сам не увидит плоды своей праведности, до третьего, до седьмого поколения, у пророков до тысячного будут все счастливы и праведны. У отъявленного грешника до третьего поколения все прокляты. Эта мысль очень долго держалась в народе, до поздних пророков.
При этом человек должен исполнить волю Божью, потому что он только таким образом может быть счастлив. Это счастье будет присутствовать всегда.