Пророк Иеремия. Краткий конспект
Иеремия относится к числу величайших пророков, сыгравших революционную роль в сознании ветхозаветных иудеев. Он был могучей личностью, борцом, который ради угождения воле Божией мог идти против всего мира. И, естественно, он глубоко страдал. В каком-то смысле Иеремия — прообраз Христа, потому что он — постоянно гонимый пророк, пророк, который терпел издевательства. Его всячески пытали и несколько раз пытались убить. Иеремия каждый раз говорил только то, что ему говорил Бог, и каждый раз оказывался прав.
Пророк Иеремия оказался в Израиле главным провозвестником воли Божией в период самого большого в истории Израиля перелома. Это было время гибели Иерусалима и Иерусалимского храма, а также время пленения евреев в Вавилоне.
Когда всё к этому шло, Иеремия предупреждал народ Израиля, что за нечестие, отступление от Бога, за несправедливость в отношении к ближним, за социальное неравенство и забвение закона Моисеева врагу будет попущено завоевать и сокрушить Иерусалим. Над ним смеялись, ему не верили. Во-первых, потому, что у Израиля был союз с сильными мира сего, а во-вторых, здесь находился храм Господа. Иеремию всячески уничижали.
Когда все-таки случилось то, что должно было случиться, наступило всеобщее уныние, отчаяние и ужас. Потому что большая часть евреев была уведена в плен, другая часть народа вместе с Иеремией была уведена в Египет на некоторое время, потом возвращена обратно в Иерусалим. В Иерусалиме остался лишь небольшой остаток людей. Также был разрушен храм.
И вот среди этого всеобщего состояния уныния и шока от пережитой исторической смерти Иеремия смеет говорить о воскресении, смеет говорить об иной жизни. Я имею в виду не воскресение в жизни будущей, а воскресение в смысле восстановления жизни в Израиле. И опять ему не верят. Как это может быть, если всё уже кончено? А он говорит, что и рад бы сказать что-то иное, но так повелел ему Бог.
Незадолго до вавилонского пленения в Израиле вдруг воцарился замечательный царь Иосия. После Соломона это был первый благочестивый, ревностный царь. Он не только всячески боролся с язычеством. Для того чтобы централизовать богослужения в Иерусалимском храме, он провел радикальную реформу, в ходе которой уничтожил не только языческие капища, но и все святилища Яхве, которые были разбросаны по Иудее. Он добился, чтобы богослужения совершались именно в Иерусалимском храме. Для него было очень важно привязать народ к одному месту — месту обитания Яхве.
В первой главе Иеремия описывает, как он был призван к пророчеству. "И было ко мне слово Господне: прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи, Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь".
Кроме обычных, нам уже привычных пророчеств о гибели и о вражеском нападении за нераскаянность и за язычество, мы видим своеобразный тип отношений между Иеремией и Богом. Господь не ожидает от него какого-то пререкания, Он ничего не хочет слышать от Иеремии. Он говорит о том, что пока тот еще не родился, Он уже его специально зачал, образовал во чреве матери, чтобы он служил только Ему. Таким образом, Господь как бы говорит: ты будешь в руках Моих, ты Мой от начала.
В четвертой главе мы встречаем потрясающий образ — образ, который нам объяснит только апостол Павел. «Так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших». Иеремия смысл обрезания переносит в духовную сферу и говорит о том, что люди должны снять крайнюю плоть с сердца. Поэтому, когда апостол Павел говорил о том, что наступает время обрезания сердца, он не был первым. Он действовал в русле предания. Иеремия осознал, что истинное обрезание — это жертва сердца, жертва самости, самолюбия. Иеремия говорит, что сколько бы ни поражал Господь евреев, они все равно не чувствуют настоящей боли.
Предупреждая о северном соседе, который поразит за неверие Иерусалим, Иеремия говорит: «Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься. Но и в те дни, говорит Господь, не истреблю вас до конца. И если вы скажете: "за что Господь Бог наш делает нам все это?", то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей». Видите, как это выражено логически? Служите чужим богам в другом месте, а здесь Я найду кого-нибудь другого. Но все же останется небольшая часть верных — они не будут истреблены.
В 13-й главе есть рассказ о том, как по повелению Божиему Иеремия купил кожаный пояс, закопал его близ моря и, когда он быстро стал сгнивать, изъеденный червями, он его достал, принес народу иерусалимскому и сказал, что как этот пояс изъеден червями, так будет и с Иерусалимом. Посмотрите, какой образ! Господь говорит, что делают с поясом — препоясуют чресла, а вы были Моим народом. То есть вы — семя Мое, вы из чресл Моих вышли. Я препоясался поясом, а вы из чресл Моих вышли. И вот этот пояс, который приносит Иеремия, сгнил. То есть Мое семя сгнило — вы теперь не Мои, вы — чужие.
Иеремия говорит в 15-й главе: "Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня". Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби. Может ли железо сокрушить железо северное и медь? Имущество твое и сокровища твои отдам на расхищение, без платы за все грехи твои, во всех пределах твоих; и отправлю с врагами твоими в землю, которой ты не знаешь; ибо огонь разгорелся в гневе Моем, — будет пылать на вас".
В 16-й главе мы читаем о том, что Иеремии из-за угрозы гибели детей было повелено не жениться, что воспринялось в Израиле как серьезный подвиг. Это был тоже знак. Иеремия отказался от женитьбы. Он сказал: зачем заводить детей? Он не собирается заводить. Скоро Иерусалим погибнет. В глазах многих людей это было величайшим знаком: значит, правда Иерусалим погибнет, раз Иеремия не женится, если он свою судьбу настолько подчинил воле Божией. «Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли, мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным». Действительно, так и случилось. Хоронить Иерусалим было некому. Те, кто мог хоронить, кто остался в живых, — тех увели в плен.
Однажды Иеремия совершил символическое действие, связанное с горшком. Этот случай описывается в 18-й главе. Господь велел ему пойти в дом горшечника. Он пошел и стал наблюдать, как тот делает из глины свой сосуд, который получился неудачным. Горшечник взял его, перемял и снова стал лепить. Дальше Иеремия пишет: "И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина — в руке горшечника, то вы — в Моей руке, дом Израилев... Но если он (народ) будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его".
Затем Господь повелел Иеремии второй раз пойти к горшечнику и купить у него кувшин. Иеремия купил глиняный сосуд и по воле Божией перед собравшимся народом разбил его со словами: "Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд".
23-я глава. Иудеи веровали в то, что с ними ничего не случится, потому что в Иерусалиме есть храм, в котором обитает Ягве. Их успокаивали лжепророки, говорили о надежде на военные союзы и так далее. И вдруг всё распалось. К ним пришло осознание того, что не только их увели в плен, но и что храм разрушен. Ягве не удержал своего храма. Дал его разрушить. Дал уничтожить свой дом — Израиль. Это была страшная кара.
В 31-й главе мы читаем вообще потрясающие вещи для Ветхого Завета: "Наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом".
Черты нового завета по Иеремии
Первая: личная ответственность каждого человека перед Богом.
Вторая: завет Божий будет написан не вовне, а на внутренностях сердца. (Отсюда образ обрезанного сердца.)
Третья: служение Богу потребует душевной жертвы (а не ритуальных жертв).
Четвертая: главным в новом завете будет личное ведение Бога каждым человеком. "Не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь».
Дальше: окончательное прощение грехов людских Богом. Это было некоторым прообразом будущего крещения.
Иеремия говорил примерно то же, что и другие пророки, в том числе о покаянии. Но он единственный, кто реально пережил катастрофу вместе со своим народом. Он в плен уходил вместе с правдой Божией, он сидел в темнице, в зловонной яме, откуда его достали еле живым. И именно ему было дано знать больше, чем многим другим пророкам. Очень важны его слова о том, что Закон Божий написан внутри сердца, что он требует жертвы душевной. Душевная жертва Богу — обрезанное сердце (образ Иеремии).