Малые пророки. Краткий конспект
Амос — малый пророк, один из редких примеров пророков Северного Израиля, оставивших свой след в Библии. Однажды, почувствовав призвание от Бога, он вошел в храм. Дело происходило в Вефиле (по-еврейски — Бейт-Эле), небольшом местечке на севере тогдашнего Израиля. Амос прервал богослужение и стал обличать людей в их грехах от имени Бога. Сперва прихожане растерялись и не отреагировали должным образом. Однако после того, как Амос стал это делать регулярно, иудеи начали с ним конфликтовать.
Амос — один из последних пророков Северного царства перед его катастрофой. Он не собирался быть пророком, был простым пастухом, но никого не оказалось больше — и Господь избрал его.
Иеремия позже будет говорить: «Я бы мог жить припеваючи, но говорю то, что мне не нравится, и за это претерпеваю гонения, но Господь меня обязывает это сказать». Это очень характерно для пророков. Они вовсе не гордятся своим положением, они не ищут никакой выгоды. Напротив, они бы и рады говорить приятное, как говорят придворные пророки. Но Господь побуждает говорить не то, что ласкает слух. Так, пророк Амос возвещает суд Божий над разными народами за их жестокость. Их грехи не становятся добродетелями от того, что через них может проходить воля Божия.
Израилю вдруг может вспомниться его старое имя — Иаков, которого Господь собирается отвести в плен. То есть это обращение к имени собственному, под которым подразумевается целый народ. Иногда же это обращение идет не к родоначальнику, а к городу, как Газа, или же Дамаск, или Тир. А иногда к имени собственному: тебя, Моав, тебя, Иуда...
Амос возвещает суд, который Господь будет творить над всеми народами. Это не фатальная предопределенность. Судьба — это то, что уже прошло. То, что ты построил, а не то, что тебя ожидает в будущем.
Обличив эти народы в их жестокости и в том, что они проливали много крови невинных, пророк Амос переходит к иудеям. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень, и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути». В отличие от язычников, иудеев Господь обличает не в том, что они безнравственны, а в том, что они забыли закон Господень.
Наконец Амос переходит к Израилю, говоря от имени Господа: «...не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих».
Через пророков Господь каждый раз напоминает Израилю о том, что означало для их предков выведение из земли египетской. Возвращает их к памяти об обетовании Авраама, к тому, что их бытие важно не само по себе, а для исполнения планов Божьих.
Буквально у всех пророков прослеживается мысль о том, что Израиля скоро не станет, останется одна Иудея. Что такое Иудея? Это крошечное место. Его не топчет только ленивый. С севера и с юга находятся огромные державы, а Иудея — небольшое местечко. В нем живет замкнутый народ. Если бы он не нужен был Господу, то давно бы исчез, растворился, как это происходило тысячи раз на земле, когда малый народ ассимилировался или растворялся в другом. Единственное, ради чего Господь вывел, собрал и сохранил народ иудейский во всех этих перипетиях, — чтобы он служил Господу. Не было у Иудеи ни экономических, ни политических целей. Только одна духовная цель — служить Богу.
О дне Господнем говорили как о последнем дне, после которого наступит на земле всеобщее счастье. Также считалось, что каждый человек жаждет дня Господнего. И вдруг Амос говорит совсем по-другому: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, — то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену — и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния».
Итак, пророк Амос обвиняет иудеев в том, что их язычество и отступление от веры началось не сегодня, а давно. Амос первым говорит о том, что Господу не нужны приношения и всесожжения, если они не связаны с правдой, с милосердием и с благочестием, истинным, духовным, внутренним.
То есть речь идет в данном случае не об Иерусалимском храме. Может быть, о Вефильском. Господь разрушает собственный жертвенник. Он обрушивает косяки, чтобы тот развалился, Ему такой жертвенник не нужен. Это последнее предупреждение от Амоса. Если исчезает жертвенник — исчезает смысл жизни. Амос верует в то, что через Мессию в последние дни каким-то образом царство Израилево будет восстановлено.
Так или иначе, призывает к покаянию каждый пророк. Делает это и пророк Осия, но делает он это иначе. Словно бы открывает другую сторону действия Божьего в мире. Он говорит не столько о гневе, сколько о милосердии Божием. Пророк Осия — это пророк милосердия.
Осия говорит о том, что даже если Господь очень суров к своему народу и если Он его бьет устами своих пророков, Он делает это не для того, чтобы насладиться местью, а для того, чтобы напомнить о милосердии. Осия утверждает, что милосердие вернее говорит о Боге, чем гнев.
Несмотря на общую пророческую линию, у Осии даже обличение и выражение гнева Господнего совсем не такие, как у Амоса. Это не угрозы, но именно призыв к покаянию.
Представьте себе, что Господь сказал бы: "Когда ты была юной и прекрасной, Я увидел тебя, полюбил тебя за твою красоту, за твою чистоту и девственность и взял тебя к Себе. Но пришло время, и ты изменила любви своей, и пошла от меня вслед любовникам своим". Под любовниками понимаются боги иных религий. Но в духовном смысле можем понимать иные мировоззренческие концепции. Например, есть бог чрева, бог злата и так далее. То есть ты, Израиль, пошла вслед любовников своих.
Осия свою личную жизнь подчиняет символическому служению Господу. Но и Осия, и Амос с разных сторон нам являют ветхозаветное представление о Боге в пророческом отражении.
В принципе, на маленьком участке Израиля — квинтэссенция всего мира.
Пророк с того момента, как осознавал себя пророком, слушался голоса Божьего, но жениться на блуднице в дохристианские времена было знаком позора. Простой человек не мог себе такого позволить. А пророку это было простительно. На него все смотрели иначе. Для пророка это был очень серьезный знак.
Христа ради юродивые являются в некотором смысле продолжателями пророка. Но в наше время подобное пророческое действие не возымело бы такого действия и не привлекло бы к себе такого внимания. В наше время так действуют сектанты. Или лжепророки. Сейчас нам нужны более цивилизованные формы пророчества.
Сегодня следует чаще вспоминать слова пророков об остатке Израиля. Если жив остаток, от него могут волны веры и надежды расходиться к другим людям. И они благодаря этому могут, не переживая веру как другие верующие люди, действовать в своей жизни положительно.
Мне кажется, что, начиная с грехопадения, человек каждый раз в самые главные периоды своей истории выбирал наихудший, драматический способ поведения. В раю Адам мог вкусить плод, но мог потом и покаяться. И тогда его отпадение было бы частичным. Но он пошел до конца. До полного отвержения Бога. Христа могли возненавидеть, прогнать, но могли не убивать.
Воплощение Бога есть акт любви Божией. Другое дело, что, придя к человеку, Он распялся за него. Из-за того, что человек так себя ведет, приход Господа превращается не в праздник, а в распятие. Это началось не две тысячи лет назад, а еще в раю, точнее, с потери рая. Было распятие, а потом Воскресение. Я думаю, что каждый истинный христианин и, может быть, всё человечество в целом в какой-то степени обязательно проходит через распятие, чтобы получить воскресение.
В целом, мне кажется, вся человеческая история не может пройти мимо Христа. Нам бы хотелось, чтобы всё закончилось просто хорошо, но это наши мечты. Как бы хотелось, чтобы не было, допустим, войн. Но мы живем в мире, где каждую минуту проливается кровь и идет война внутри человека.