X
ФИЛЬТРЫ:
статьи

Малые пророки

Амос — малый пророк, один из редких примеров пророков Северного Израиля, оставивших свой след в Библии. Однажды, почувствовав призвание от Бога, он вошел в храм. Дело происходило в Вефиле (по-еврейски — Бейт-Эле), небольшом местечке на севере тогдашнего Израиля. Он прервал богослужение и стал обличать людей во грехах от имени Бога. Сперва прихожане  растерялись и не отреагировали должным образом. Однако после того, как Амос стал это делать регулярно, иудеи начали с ним конфликтовать. Главным врагом Амоса был священник Амасия. Между Амосом и Амасией произошел пересказанный в седьмой главе диалог, который показывает, что происходило на самом деле. (1:17)

 
«И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его; ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он — святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я — не пророк и не сын пророка, я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему Израилю». Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». За это вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе; сыновья и дочери твои падут от меча; земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей». (3:02) 

 
Амос — один из последних пророков Северного царства перед его катастрофой. Он говорит о том, что не собирался быть пророком. Он был простым пастухом, но никого не оказалось больше — и Господь избрал его.
 
Так и пророка Исаию спрашивает Господь: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Исаия говорит: «Вот я, пошли меня». Так описана готовность служить Господу. Иеремия потом будет говорить: «Я бы мог жить припеваючи, но говорю то, что мне не нравится, и за это претерпеваю гонения, но Господь меня обязывает это сказать». Это очень характерно для пророков. Они вовсе не гордятся своим положением, они не ищут никакой выгоды. Напротив, они бы и рады говорить приятное, как говорят придворные пророки. Но Господь побуждает говорить не то, что ласкает слух. (4:10)
 
И вот пророк Амос возвещает суд Божий над разными народами. Он начинает издалека. Он говорит и о Дамаске, то есть о сирийцах будущих, о филистимлянах, о финикийцах, об эдомитянах, о моавитянах. Всех язычников он предупреждает, что Господь поразит их за грехи. Какие грехи? Обратим внимание. «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, — и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска». За то, что они побили людей. Это вспоминается война с Галаадом. 

 
О филистимлянах он говорит подобным образом: «За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому». То есть опять же за жестокость к людям во время войны.
 
Про финикийцев: потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Об эдомитянах: потому что Едом преследовал брата своего, подавил чувства родства. Идумеи были потомками Исава, брата Исаака. (5:50) 
 
О сынах Аммоновых: «...потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои»

 
Их грехи не становятся добродетелями от того, что через них может происходить воля Божья. «За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее», «...за три преступления Тира», «...за три преступления Едома». Очень часто в пророчествах имена собственные используются вместо названия народов. Называется собственное имя родоначальника: «и ты, Иуда», значит, «и вы, иудеи».  

 
Израилю вдруг может вспомниться его старое имя — Иаков. «Тебя, Иаков, отведу в плен...» То есть это обращение к имени собственному, под которым подразумевается целый народ. Иногда же это обращение идет не к родоначальнику, а к  городу:  Газа, или Дамаск, или Тир. 

 
Амос возвещает суд, который Господь будет творить над всеми народами. Это не фатальная предопределенность. Судьба — это то, что уже прошло. То, что ты построил, а не то, что тебя ожидает в будущем. (8:15)
 
Обличив эти народы в их жестокости и в том, что они проливали много крови невинных, пророк Амос переходит к иудеям. «За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень, и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути». В отличие от язычников, иудеев Господь обличает не в том, что они безнравственны, а в том, что они забыли закон Господень.
 
Пророк Амос говорит, что язычники судятся по закону совести, написанному в их сердцах. Апостол Павел позже повторит эту мысль.
 
Наконец Амос переходит к Израилю, говоря от имени Господа: «Не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих». (10:08)
 
«На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике». Как это понимать? В законе Моисея была заповедь о том, что если ты взял что-то в залог, то должен до захода солнца это отдать человеку, потому что он отдал тебе последнее, ему не на чем будет спать или не в чем будет ходить. Это ни в коем случае нельзя было оставлять. «Я истребил пред лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра, и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте». Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь». (11:36)

 
Через пророков Господь каждый раз напоминает Израилю о том, что означало для их предков выведение из земли египетской. Возвращает их к памяти об обетовании Авраама, к тому, что их бытие важно не само по себе, а нужно для исполнения планов Божьих.
 
У всех пророков прослеживается мысль о том, что Израиля скоро не станет, останется одна Иудея. Что такое Иудея? Это крошечное место. Его не топчет только ленивый. С севера и с юга находятся огромные державы, а Иудея — небольшое местечко. В нем живет замкнутый народ. Если бы он не нужен был Господу, то давно бы исчез, растворился, как это происходило тысячи раз на земле, когда малый народ ассимилировался или растворялся в другом. Единственное, ради чего Господь вывел, собрал и сохранил народ иудейский во всех этих перипетиях, чтобы он служил Господу. (13:09) Не было у Иудеи ни экономических, ни политических целей. Только одна духовная цель —  служить Богу.
 
Для чего сначала входить, а потом выходить и где-то скитаться? Так происходит потому, что Бог так это видит. Только в этой связи можно говорить об избранности, об особой судьбе израильского народа. Вам больше дано и с вас больше спросится.


Израиль не слушается пророка Амоса, когда Господь через него дает откровения, предупреждения о необходимости покаяния. Израиль в лице своих представителей, священников и придворных изгоняет Амоса из Вефиля. (14:25)
 
Тогда Амос говорит: «Господь сказал: «вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему». Переполнена мера Божьего терпения. Положен предел. Видит Амос и корзину со спелыми плодами, как написано в восьмой главе. И мы вспоминаем видение, которое было у Иосифа в тюрьме. Там тоже была корзина, которую поклевали птицы. И он предрек, что его казнят. И здесь Амос видит корзину со спелыми плодами и сам толкует это как знак скорой гибели Израиля. 

 
Амос возвещает наступление дня Господня. Дело в том, что до пророка Амоса мессианские чаяния Израиля были направлены на земное благополучие, и многие верующие люди ожидали эры блаженства с Богом, прежде всего, на земле. О дне Господнем говорили как о последнем дне, после которого наступит на земле всеобщее счастье. Также считалось, что каждый человек жаждет дня Господня. И вдруг Амос говорит совсем по-другому: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, — то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену — и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния». (16:46)
 
И еще он скажет: «Говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетование, и все песни ваши — в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет — как горький день». Итак, если израильтяне не верят призывам Господним, то день Господень из желанного дня посещения Божьего превратится в день гнева и день гибели, в страшный день. Амос это видел. Пророк призывает народ к покаянию, но покаяния не видит. 

 
При этом от имени Господа говорится: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток! Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне, в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему!». (18:23)
 
Итак, пророк Амос обвиняет иудеев в том, что их язычество и отступление от веры началось не сегодня, а давно. Он первым говорит о том, что Господу не нужны приношения и всесожжения, если они не связаны с правдой, с милосердием и с благочестием, истинным, духовным, внутренним. Правда, Исаия об этом скажет гораздо сильнее, но это будет позже.
 
Итак, день Господень для Израиля, согласно Амосу, близок. И этот день представлялся вполне конкретно. Это будет переселение за Дамаск. Это будет выселение из земель, где обитали северные израильтяне.
 
В девятой главе сказано, что Амос видит Господа, стоящего над жертвенником и говорящего: «Ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись». (20:08)
 
То есть речь идет в данном случае не об Иерусалимском храме. Может быть, о Вефильском. Господь разрушает собственный жертвенник. Ему такой жертвенник не нужен. Это последнее предупреждение от Амоса.
 
Если исчезает жертвенник — исчезает смысл жизни. Амос верует в то, что через Мессию в последние дни каким-то образом царство Израилево, царство Давидово будет восстановлено. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтоб они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». Как видим, основным пафосом  пророка  Амоса было рассуждение о гневе Божьем над грешниками, которые не хотят внять призыву к покаянию. 


Так или иначе призывает к покаянию каждый пророк. Делает это и пророк Осия, но делает он это иначе. Словно бы открывает другую сторону действия Божьего в мире. Он говорит не столько о гневе, сколько о милосердии Божием. Пророк Осия — это пророк милосердия. Он так и скажет в шестой главе: «Посему Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Осия говорит о том, что даже если Господь очень суров к своему народу и если Он его бьет устами своих пророков, то делает это не для того, чтобы насладиться местью, а для того, чтобы напомнить о милосердии. Осия утверждает, что милосердие вернее говорит о Боге, чем гнев.

Гнев — это неверное слово относительно Бога. А милосердие в отношении к Нему, по мысли пророка Осии, слово более подходящее. Оно сродни боговедению, то есть знанию Бога. Тот, кто по-настоящему знает Бога, а не просто приносит ему всесожжения и жертвы, тот знает, что Господь не столько гневен, сколько милостив. И эту фразу Господь в Евангелии повторит: «Милости хочу, а не жертвы». Хотя при этом считает, что «благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая».

Пророк Осия был очень интересным человеком. Он жил во времена нечестивого царя Осии. По воле Божией он взял себе в жены известную в тех местах блудницу. И родил от нее детей. Сына он назвал Израэль, что означало «я взыщу кровь», в смысле — Господь Израиля взыщет с дома Израилева. Или иное толкование имени: «я положу конец царству дома Израилева». Это показательный символический образ. Осия не только женился на блуднице, но и детей, родившихся в этом странном браке, называл именами, которыми Бог обращается к своему народу. (24:36)

 

И делал он это, преследуя две цели. Брак с блудницей символизировал две идеи: первая раскрывается во второй же главе: «Говорите братьям вашим, — обращается к израильтянам через Осию Господь, — «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная». Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их, и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала».  

Здесь интересна следующая мысль: любой человек на земле, который грешит, отвергает Бога, действует или мыслит не по воле Божьей, он все равно питается, дышит тем, что дает Господь. Живет в мире, который сотворил для него Бог и пользуется тем, что ему дал Господь, но не понимает этого. «За то я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору, и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее и все торжества ее. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. (27:28) И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь».

Несмотря на общую пророческую линию, у Осии даже обличение и выражение гнева Господнего совсем не такие, как у Амоса. Это не угрозы, но именно призыв к покаянию. Давайте посмотрим, что Осия нам дает. Мы говорили с вами о языческих религиозных системах с браками богов. Говорили о том, что в Израиле была уникальная ситуация, потому что здесь брак был вертикальный. Бог обручался с Израилем и больше ни с кем. На небе нет никого, кроме Бога. И поэтому и на земле для Бога в эту минуту нет никого, кроме израильтян. Это единственная линия брачной связи: душа Израиля выходит замуж за Бога. Но само это замужество было представлено по-разному.

Представьте себе, что Господь говорит: когда ты была юной и прекрасной, Я увидел тебя, полюбил тебя за твою красоту, за твою чистоту и девственность и взял тебя к Себе. Но пришло время, и ты изменила любви своей, и пошла от меня вслед любовникам своим. Под любовниками понимаются боги иных религий. Но в духовном смысле можем понимать иные мировоззренческие концепции. Например, есть бог чрева, бог злата и так далее. То есть ты, Израиль, пошла вслед любовников своих.

Такой вариант характерен для пророка Иеремии: когда я шел (Господь всегда идет мимо. Слово «пасха» означает «прохождение мимо»), когда я проходил мимо тебя, ты лежала на дороге истерзанная, израненная. (изображена как будто бы изнасилованная девушка. Или изнасилованная блудница). Ты лежала израненная, истерзанная, несчастная, жалкая. И я увидел тебя такую, Израиль, израненную, несчастную, забрал в дом свой и исцелил, и напитал тебя, и избавил от этой блудной жизни и ввел в брак. Но ты забыла это все и снова вернулась к своему прелюбодеянию.

Таким образом, в пророчествах изображены два варианта брачной линии — это либо невеста, которая вошла потом в блуд, либо блудница, которая через время вернулась к своему занятию. Первопричиной греховного состояния видится именно духовный блуд. То есть пророка Осию, как и некоторых других, не столько интересуют конкретные народные прегрешения, сколько этот вопрос. В этом корень всех бед. Всё остальное можно исправить. Но это исцелить нужно прежде всего остального, потому что духовный блуд — это серьезная духовная опасность. (31:49)

И вот Осия приводит в свой дом блудницу ради двух целей. Во-первых, для того, чтобы через образ своих детей обличить Израиль (в таком случае получается, что израильтяне называются детьми блуда или детьми брака, которые превратились в заблудших). Блуд и блуждание — значит заблуждение. Израильтяне — дети блуда. Во-вторых, чтобы показать, что и блудница может стать благочестивой женщиной в браке. Если это возможно с блудницей, значит, это возможно с Израилем. Израиль может вернуться к Богу. (32:58) Осия свою личную жизнь подчиняет служению Господу.

 

И Осия, и Амос с разных сторон нам являют ветхозаветное представление о Боге в пророческом отражении. Пророк Амос, зная о том, что большинство не поверит в его пророчество, все-таки оказался провидцем будущего. Он предсказывал будущую ассимиляцию Северного царства.

Почему мы говорим об Иерусалиме как обо всем мире? Говорим так потому, что там присутствует Господь. Там был храм, где обитал Господь, вмещавший в себя больше, чем мир. Здесь находится центр мира. В принципе, на маленьком участке Израиля — квинтэссенции всего мира.  

Пророк с того момента, как осознавал себя пророком, слушался голоса Божьего, но жениться на блуднице в дохристианские времена было знаком позора. Простой человек не мог себе этого позволить. А пророку было простительно. На него все смотрели иначе. Для пророка это был очень серьезный знак.

Христа ради юродивые являются в некотором смысле продолжателями пророка. В наше время такой образ пророческого действия не возымел бы подобного действия и не привлек бы к себе такого внимания. В наше время так действуют сектанты. Или лжепророки. Сейчас нам нужны более цивилизованные формы пророчества. Возможно, потому, что мы стали более цивилизованными, но, может, и потому, что, несмотря на кризисные явления, сейчас не апокалипсическое время. Время накануне ХХ века было гораздо более апокалипсическим, нежели сейчас.

Я не настраиваю вас на ожидание конца. Предчувствие конца скорее могло возникнуть перед распадом Советского Союза. Наоборот, нам нужно попросить у Господа сил для созидания. Екклесиаст говорит: есть время разбрасывать камни, есть время собирать. Придет еще время разбрасывать. Пока нужно собирать. (38:50) Конечно, в любой момент всё может сорваться у любого человека и у народа в целом. Но это не значит, что надо ждать, когда это случится. Дело в том, что конец земной истории, наступление Царства Божьего в исторической перспективе — это событие сначала трагическое, а потом радостное.

То есть крест и воскресение, безусловно, — это и мученичество, и победа потом с помощью Божьей. Но дело в том, что это не какой-то однодневный акт, это процесс постепенный. И мы не знаем, какие фазы у этого процесса. Мы знаем, что Царство Божие при нашем старании может войти в нас уже сейчас, уже в этой жизни.

В каком-то смысле второе пришествие наступает для человека уже в его земной жизни. Не надо ему ждать второго пришествия. Но и не следует путать свое личное, путь обожения человека с общеисторическими процессами, в которых мы всего лишь малая часть. Мы не можем влиять на историю, но нам надо научиться самим с собой справляться, а потом вокруг себя что-то создавать. Зная, что КПД от этого если будет три процента, хорошо. А то, может, и того не будет, а будет только для себя. (40:30)

Сегодня следует чаще вспоминать слова пророков об остатке Израиля. Если жив остаток, от него могут волны веры и надежды расходиться к другим людям. И они благодаря этому могут, не переживая веру, как другие верующие люди, действовать в своей жизни положительно.

 

Давайте обратимся к статистике. Сколько у нас крещеных людей в стране? Пусть девяносто процентов. Хотя, скорее, около семидесяти. Потому что у нас много мусульман. В общем, семьдесят процентов крещеных людей. Сколько из этих крещеных людей верующих? Я не говорю уже о тех, кто посещает храм. Я говорю — сколько из них верующих? Пускай сорок процентов. Сорок процентов верующих. Сколько из этих верующих ходит в храм? Просто ходит в храм. Например, на Пасху, Крещение или на Рождество. Допустим, тридцать процентов. И последний вопрос, который для православного человека характеризует его церковность: сколько из эти людей регулярно (хотя бы раз в месяц или два) причащается? (42:55) Я читал, что статистика очень неутешительная — три процента где-то. А то и один процент. Но это не повод для уныния.

Это явление привычное. Потому что Господь в Евангелии говорит: когда приду, найду ли хотя бы одного верного? Пусть один процент причащается, пусть десять процентов ходят в храм, пусть тридцать процентов верующие, пусть семьдесят крещены. Но если везде будет искренность, постепенно начнет увеличиваться число людей, положительно действующих в этом мире. Ведь дело в том, что причастие, крещение, хождение в храм делает нашу жизнь положительной не от этих хождений, а от дара Божьего. По мере того как человек немощными своими силами пытается что-то сделать, благодать Божья дается ему не в меру, и она постепенно стабилизирует жизнь. (44:26)

Кстати, был ряд частных богословских мнений о том, что наш мир в Царство Божие войдет без катастрофы и антихриста. Возможно, этот процесс будет происходить без глобальной беды и последнего отступления. Возможно, постепенно люди поймут, что лучше им построить жизнь так, как хочет того Господь. И Он за это дарует им Царство Божие. Однако апостолы (и Павел, и Иоанн) в Апокалипсисе говорят именно о драматическом ходе истории. И нам странно было бы думать, что этого не будет. Ведь подобное уже множество раз было в истории, и мы не застрахованы от того, что всё может повториться на новом уровне в новом веке.

Но мне кажется, дело в другом. Мне кажется, что, начиная с грехопадения, человек каждый раз в самые главные периоды свой истории выбирал наихудший, драматический способ поведения. В раю Адам мог вкусить плод, но мог потом и покаяться. И тогда его отпадение было бы частичным. Но он пошел до конца. До полного отвержения Бога. Христа могли возненавидеть, прогнать, но могли не убивать. Между прочим, у Исаака Сирина написано, что акт воплощения Божьего и Его прихода к нам напрямую не связан с нашим грехопадением. Он полагает, что Бог бы все равно воплотился и пришел к человеку. (47:08) Потому что воплощение Бога есть акт любви Божией. Другое дело, что, придя к человеку, Он распялся за него. То есть что хочет подчеркнуть святой Исаак? Что Бог приходит к человеку не по необходимости, не из-за наших грехов. Бог все равно идет к человеку. А из-за того, что человек так себя ведет, приход Господа превращается не в праздник, а в распятие. Это началось не две тысячи лет назад, а еще в раю, точнее, при потере рая. Было распятие, а потом Воскресение. Я думаю, что каждый истинный христианин и, может быть, всё человечество в целом в какой-то степени обязательно проходит через распятие, чтобы получить воскресение. Хотя в этом распятии нет, может быть, той страшной безысходности страдания, которая была у Христа, когда Он его проходил добровольно. (48:25).


Когда мы читаем, что святые испытывали что-то подобное мукам Христа, то можем предположить, что испытывали они то же по сути, но в меньшей степени. Святые могли испытывать муки добровольно, из-за любви ко Христу. Но это не является для нас обязательным. Иоанн Златоуст на Пасху так и говорит: "Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?" И ад, и смерть уже побеждены. В каком-то глубинном плане Христос уже всё сделал. Он уже проложил путь к Небу. Чтобы приобщиться ко Христу, каждому человеку приходится проходить через свою меру креста и свою меру воскресения. У каждого этот путь выстраивается в соответствии со своей индивидуальностью, со своими взаимоотношениями с Богом.

В целом, мне кажется, вся человеческая история не может пройти мимо Христа. Нам бы хотелось, чтобы всё закончилось просто хорошо, но это наши мечты. Как бы хотелось, чтобы не было, допустим, войн. Но мы живем в мире, где каждую минуту проливается кровь и идет война внутри человека.

Характерный пример: Лев Толстой говорил, что наступает эра духа, эра свободы. В этом веке все будут счастливы. Не будет больше насилия, будет мир. А в результате вышло наоборот. В Писании, кстати, сказано, что больше всего будет бед тогда, когда будут говорить о мире и безопасности. Дьявол смеется над нашими мечтами о том, чтобы всё было хорошо. Бердяев, критикуя материалистов, тоже говорит о том, что люди делают вид, будто смерти нет.

Если суммировать святоотеческий опыт относительно того, как нужно жить, можно сказать, что жить надо так, будто каждый следующий миг последний. Надо жить так, как говорили древние: помнить о смерти, помнить о том, что каждую минуту может быть конец. Но это не должно вызывать истерию. Люди должны ощущать, что всё в руках Божьих, и ты сам в руках Божьих. Это с одной стороны. Но с другой стороны, Господь тебе дает силы и благословение творить. Однако действовать и творить надо не так, как будто завтра всё рухнет. Не поспешно и сгоряча, а так, как будто бы у тебя тысячи лет впереди.

 

Ответы на вопросы


— В книге "Толкование на Четвероевангелие" под редакцией М. Барсова дан комментарий, где есть подборка высказываний святых отцов. Там же есть и подборка высказываний местных священников, которые отвечают в христианских журналах на те или иные вопросы. Барсов хорош тем, что он идет по Евангелию, у него согласована евангельская история. Там, где она не согласуется, есть попытки ее согласовать. Ну, например, где четверг, где пятница, где два свидетеля, где один.

 

Святитель Иоанн Златоуст толковал Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна и ряд посланий от апостолов.

 

Для обучения же больше всего подходит компактное толкование блаженного Феофилакта Болгарского на все Четвероевангелие. Он взял обе книги токований Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна и Матфея, добавил еще толкования на Евангелия от Луки и Марка, всё это в значительной степени сократил и издал.

 

А в отношении толкований Послания апостола Павла особенно интересен Феофан Затворник.

Есть любопытное толкование Нового Завета английского богослова У. Баркли. Это многотомник с толкованиями Евангелий от Матфея, Марка и Луки. Толкование интересно не столько с духовной точки зрения, сколько в отношении филологическом. Каждое слово дотошно разбирается. Что это означало по-гречески, какие у этого слова были значения и оттенки значений, какие оттенки здесь могут быть применены? Очень полезная работа. Хорошее у него толкование Апокалипсиса. (55:42)

Есть книга Гальбиати Э. Пьяцца «Трудные страницы Библии. Ветхий Завет». Там нет систематического толкования. Разбираются некоторые моменты, высказываются интересные гипотезы. Например, о том, что касается картины творения мира. Если вы обратили внимание, само описание этого процесса в течение шести дней описано не так, как это представляется в разных гипотезах. Выдвигается совершенно оригинальная гипотеза о том, что это связано с особенностями древних приемов палестинских, шумерских и других священных книг. Творение мира разбивается на восемь фрагментов, шесть картин делятся на восемь. Ставятся параллельные места, как будто бы этот писатель говорит в принципе об одном и том же, только первый раз говорит коротко, а во второй раз раскрывает смысл этого. Гальбиати Э. Пьяцца хочет сказать, что все эти дни — один процесс. У этого автора, безусловно, есть интересные гипотезы. (57:51) В то же время в книге прослеживается чисто католическая доктрина. Автор говорит, что целью спасения человека является возвращение Адама в тот рай, из которого он был изгнан. Это типично католическая доктрина, которая уравнивает Царство Небесное с первозданным раем — когда человек вернется в рай, Господь ему вернет сверхъестественную благодать. Это всё повторено в католическом труде. 


— Насколько я понял, главный принцип, который исповедовал епископ Кассиан, заключался в том, чтобы не нарушать более древних списков источников. Приведу пример — знаменитые слова из Евангелия. Они повторяются. «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Мы читаем это в синодальном переводе. А он говорит, что нет, изначально было не так. «И Отец, видящий тайное, воздаст тебе». Всё. Слово «явно» не добавляется. Мне кажется, что в духовном смысле это более сильно, потому что некоторых при чтении этого места несколько смущает слово «явно». При чем тут явно? Кто сказал, что явно? Это Ветхий Завет. Может быть, явно, внешне, а может быть и внутренне. (1:01:17)

С библейской критикой следует быть очень осторожным. Она касается не только Ветхого Завета, но и Нового Завета. Мы к этому должны относиться очень бережно.

Во всех исследованиях есть одна серьезная опасность, она описана в древнем каком-то житии. Когда-то жил некий подвижник, который не хотел слушать игумена. Он говорил: мол, что мне слова игумена нашего монастыря? Он мне не указ. Вот если бы эти слова сказал Василий Великий или Иоанн Златоуст — другое дело. Через некоторое время начал говорить: что мне они, вот если бы апостол Павел сказал. А потом дальше пошел: что там апостол Павел? В конце концов дошел до отвержения Христа. Так и здесь. В критическом анализе всегда нужно знать меру. Иногда возникает соблазн под свою гипотезу подвести тот или иной евангельский закон и выдать это уже за истину. Но на самом деле это всего лишь гипотеза. (1:04:46)

Все наши научные методы в значительной степени хромают. Простой пример — Туринская плащаница. Методом радиоуглеродного анализа должен был быть определен ее возраст. И первоначально ученые, которые были настроены скептически (это у нас в советской литературе в конце 70-х — начале 80-х освящалось), пришли к выводу, что согласно анализу возраст Плащаницы — XII век после Рождества Христова. Через время появились публикации, в которых ученые стали рассказывать об этом методе и оказалось, что из-за неточности в доле микрона можно ошибиться на несколько веков на выходе формулы. Нашлись верующие, которые говорили, что Воскресение Христово — надъестественный акт, а не внутриисторический факт. Воскресение — это все-таки чудо. То чудо, которое реально совершилось и могло бы сопровождаться таким физическим эффектом, который формулу радиоуглеродного анализа превратил бы в ничто. Она, может быть, даже неприменима к этому случаю. (1:06:30)

И действительно, там могли происходить необъяснимые явления. Мы можем это в духовном смысле воспринимать, а можем и в физическом. Почему Господь Марии сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», но, еще не войдя к Отцу, сказал Фоме: «...дотронься рукой до ребер Моих»? Некоторые богословы не исключают, что изменение воскресшего тела Иисуса могло происходить постепенно, и часто связывают это с радиацией. 


Кстати, есть устойчивая западная гипотеза о том, что сотворение человека (причем это не отменяет Божественного акта) сопровождалось в значительной степени радиационными явлениями. В частности, так толкуется огненный меч, который был у херувима, запрещавшего вернуться обратно в рай. Интересно, что на некоторых старых иконах этот огненный меч изображается именно как сноп огня, исходящий из рукоятки. Что-то огненное и страшное. Может быть, это только образ, а может быть, это действительно сопровождалось какими-то физическими явлениями.

Если действительно так (потому что непонятно, что это за отпечаток остался на Плащанице), то нелепо было бы вообще применять к ней формулу, которая описывает обычные состояния, не говоря уже о неточности самого метода. Здесь множество таких явлений, которые в значительной степени могут обрастать легендами или домыслами. Но, возможно, есть какие-то факты. Однажды я читал о том, что, оказывается, было предание, что после того как кто-то потревожит могилу Тамерлана, начнется страшная война. И, несмотря на протесты местных жителей, 21 июня 1941 года вскрыли могилу Тамерлана. Это исторический факт. А уж как к нему относиться — другой вопрос. (1:09:00)


Забирай себе, расскажи друзьям!
Комментарии