Моисей (часть 1). Краткий конспект
Считают, что Моисей жил в XIII веке до Рождества Христова. Он родился в эпоху, когда действовал указ египетского фараона Раамcеса II о том, чтобы всех младенцев еврейского народа мужского пола убивали после рождения. Почему? Библия дает духовный ответ — это следствие потери веры, забвения Бога Авраама, Исаака и Иакова.
Из древнеегипетской религии он вынес ощущение единого Бога.
Второй главнейшей чертой древней египетской религии была вера в воскресение Бога. (Человек воскресал в новой жизни, в новом теле, в царстве Осириса, царстве Бога, который умер и воскрес.)
Идея Бога, умирающего и воскресающего за людей, идея того, что люди в будущем царстве воскресают в новом, ином теле и приобщаются к Богу, витала в некоторых древних религиях. Она была также и в древнейших первобытных религиозных системах. Это знание, как говорит одна литургийная формула, есть воспоминание о будущем. В разных религиях возникала идея воскресшего Адониса, Осириса. Это крупицы чаяний о будущем Христе. Ведь человек не спасался в Осирисе, потому что Бог еще не победил тьму для человека.
Жизнь Моисея разделена на три этапа по сорок лет. Сорок библейских лет. Мера полноты созревания — сорок лет до побега, еще сорок лет — начало осуществления своей миссии по отношению к народу и сорок лет оставшейся жизни, когда он водил народ по пустыне.
Однажды Моисей увидел необычное явление — куст, который горел странным огнем, светился и не сгорал. Этот образ горящего и несгорающего куста потом будет многократно использован как в ветхозаветных толкованиях, так и в новозаветных гимнах. Сначала он символизировал Израиль, который сквозь все испытания проходит, затем перенесен на христианскую церковь как на Новый Израиль. Со временем возникли и другие толкования этого образа: его стали применять к Пресвятой Богородице и Самому Господу Иисусу Христу.
Моисей увидел это странное видение, услышал голос Божий и закрыл лицо, потому что боялся воззреть на Бога. Когда впоследствии Моисей будет спускаться с горы Синай к своим соотечественникам, они тоже не смогут взирать на него, ибо после общения с Богом его лицо будет светиться. Этот великий образ означает, что он прикоснулся к Непостижимому и проникся светом, которым Тот одарил его. Отсюда берет начало и учение святителя Григория Паламы о нетварном свете, которым Бог пронизывает весь мир.
Разговор Моисея с Богом описан, с одной стороны, в уже привычной для нас форме — откровение праведнику от Бога. А с другой стороны, он не сразу откликается на призыв Божий спасти еврейский народ от египтян и вывести его из Египта "в землю хорошую". Господь подталкивает Моисея к тому, чтобы он взялся за это неблагодарное, с земной точки зрения, дело. Моисей придумывает всяческие отговорки, чтобы отказаться. Но Господь обещает дать ему "силу особенную". В конце концов Моисей соглашается. Он станет для еврейского народа одновременно и пророком, и вождем, и учителем религиозного закона.
Господь открывает Моисею Свое имя: «Я есть Сущий». У этого имени есть четыре аспекта смысла.
Первый аспект можно вывести из слова Сущий. Сущий — это производное от глагола «быть». Поэтому Сущий означает «дающий всему бытие». Источник бытия, Творец, Первое Слово, Первопричина, из Него всё и в Нем всё.
Второй аспект этого слова относится к категории времени и пространства. Мы не можем остановить время и подняться над ним. Бог же над временем и над пространством. Он надстоящий над всем.
Аспект третий: Бог — единственная реальность. Что приобщено к Нему, то реально, вечно. Что оторвано от Него — то смертно, обречено. Невидимое Божие (духовный мир) реальнее, чем видимое материальное.
Аспект четвертый, личностный. Я есть Тот, Кто есть. Он есть Тот. Он есть Он.
Раз мы уже заговорили о личностности Бога, то можно сказать еще об одном аспекте, приближающем нас к пониманию имени Божьего. Удивительно, что Бога называют Святым. Святость в Ветхом Завете понимается в несколько ином смысле, нежели в обиходном разговоре. Святость значит отделенность, неприкасаемость к чему-то. В данном случае имеется в виду, что Бог не причастен злу. Оказывается, есть сферы, в которых Бог не участвует, за которые не несет ответственности.
Например, зло в Содоме и Гоморре сотворил не Бог. А наказание за него не есть онтологическое зло, наказание всегда воспринимается как знак будущего спасения. Наказание — научение. С христианской точки зрения, в Ветхом Завете наказание принимает весьма грубые и жестокие формы. Но Ветхий Завет — это иной Завет, он преследовал временные определенные цели. Когда эти цели были достигнуты, пришла благодать. Воспитательные и жестокие меры были необходимы внутри той логики и психологии. Но так нельзя. Кто сказал, что так нельзя? Бог-Любовь сказал.
Бог-Любовь — это новое, новозаветное имя Бога. Свидетели Иеговы знают только старое имя Бога. И не знают, что Бог есть Любовь. Это оказывается важнее, чем то, что Бог есть Сущий. То, что Бог есть Сущий, — это откровение в полемике с окружавшими Израиль народами.
Моисей просит фараона отпустить народ, но тот каждый раз отказывает ему. Поэтому Господь ожесточил сердце фараона и наслал на египтян десять казней, то есть наказаний и бедствий. Но фараон ожесточался каждый раз всё более и более, так что вообще уже не было надежды на выход евреев из Египта. Но Бог услышал их молитвы и совершил чудо.
Перед выходом из Египта иудеи первый раз совершали песах, прохождение мимо. Слово «песах» имело два значения: во-первых, евреи вышли из Египта, пройдя мимо «спящего» в переносном смысле фараона, во-вторых, ангел-губитель, который умертвил всех первенцев в Египте, прошел мимо евреев, помазавших по требованию Моисея жертвенной кровью косяки и перекладины своих дверей.
Жертвенный агнец, которого они ели перед выходом из египетского плена, станет прообразом Христа, распятого за нас.
Те, кто вышли с Моисеем, приняли Завет и обрезались, даже если были из другого племени, стали израильтянами. По мысли библейских авторов, израильтянин — не всякий национальный еврей, а тот, который верует в Бога, Авраама, Исаака, Иакова и Моисея. Израильский народ сформировался именно по религиозному признаку. Кто с Моисеем — тот израильтянин.
Вскоре после того как евреи ушли из Египта, воинство фараоново догнало их. И тут снова случилось чудо — чудо перехода через Красное море. Его комментаторы объясняют либо морским отливом, либо тем, что беглецы перешли через болотистую часть моря, а войско фараона увязло в иле. Но для нас важно не то, как именно обстояло дело, а духовный смысл происходившего. Когда вокруг непреодолимая преграда, а сзади наступает враг и надежды на спасение нет, вдруг по молитве к Богу происходит чудо. Тогда иудеи увидели, что Бог не почил в седьмой день, а находится рядом с ними, помогает им.
Моисей будет водить евреев по пустыне сорок библейских лет. По почти что замкнутой петле. Этот путь — символ духовного пути, духовного поиска. Он показывает нам, как тяжело выходить из рабства.
Первое поколение умрет в пустыне. Оно не войдет в новую жизнь. Более того — не войдет в новую жизнь даже сам Моисей. Он останется на пороге новой неизведанной жизни. Ибо однажды ропот народа довел Моисея до того, что он сам смалодушничал и усомнился в помощи Божьей. Этого хватило для того, чтобы Бог ему сказал: и ты уже не сможешь войти туда.
В начале странствования по пустыне Моисей повелел иудеям пройти трехдневное очищение. А сам зашел на гору, провел черту, за которую нельзя было переходить, и от Бога принес народу знаменитые скрижали с десятью заповедями, которые потрясли мир.
Уникальность их заключается в том, что все заповеди имеют обоснование в первой заповеди.
Первая заповедь — не просто заповедь, это формула завета, союза Бога с народом Израиля.
То есть Бог в этих заповедях служил непререкаемым авторитетом. Всё хорошо только тогда, когда это скажет Бог. Всё, что Бог отвергает, — плохо.
Все остальные заповеди проистекают из первой. Заповеди вторая, третья и четвертая имеют отношение к Богу. С вертикальной составляющей духовной жизни.
Вторая заповедь: не сотвори себе кумира. Чтобы символическое изображение никогда не было поводом для идолопоклонства, в Израиле этот вопрос был решен кардинально — никаких изображений Бога. Бог непостижим.
Третья заповедь — запрет упоминать имя Божье всуе. В кодексе этики неудобно говорить о человеке в третьем лице, если он рядом. О Боге тем более не следует говорить так. Он ведь здесь, рядом.
Четвертая заповедь. Заповедь о субботе, о покое. У иудеев не было понятия Воплотившегося Бога, но у них был один день в неделю, суббота, когда они могли войти в наиболее близкое общение с Богом и не сгореть. В этот день Бог пребывал в покое. В этот день иудеи, отрешившись от всего, таинственно переживали встречу с Богом. Суббота — это воспоминание об утерянном рае. Суббота — это максимально возможное ощущение до времени еще не Воплотившегося Бога. Эти переживания Бога приходятся на седьмой день.
У христиан седьмой день приходится на воскресенье — в этот день мы переживаем встречу с Воскресшим Спасителем. Воскресение для истинного христианина невозможно без причастия.
Пятая заповедь: чти отца своего и мать свою, да будет тебе благо и долголетие на земле. В этой заповеди подчеркивалось, чтобы человек родителей своих почитал, но не обожествлял. Чти отца и мать, потому что они — соучастники Моего акта приведения тебя из небытия в бытие.
Шестая заповедь: не убий. Но не всякое убийство запрещалось в Ветхом Завете. Не запрещался вообще факт лишения человека жизни. Запрещалось убийство криминального характера.
Седьмая заповедь: не прелюбодействуй. Хотя в те времена позволялось иметь много жен и наложниц, всё равно существовал институт брака. Седьмая заповедь учила тому, что нельзя изменять браку. Ибо то, что через меру, ведет к обратным последствиям — превращает радость супружеской жизни в трагедию. Знай меру в любви!
Восьмая заповедь: не кради. По ветхозаветным понятиям материальное дано Богом человеку для того, чтобы он через него реализовал свои таланты. Поэтому собственность священна. Тот, кто покушается на чужое имущество, оскорбляет Бога, который дал человеку это имущество.
Девятая заповедь — о лжесвидетельстве.
Всё, что мы сегодня называем гражданским законодательством, в Израиле зиждилось на религиозном законодательстве, религиозное законодательство — на десяти заповедях, десять заповедей — на первой заповеди, в которой говорится о непререкаемом авторитете Бога. Вот такая была структура, возводящая к небу. И в этой системе теократии огромное значение имело понятие о свидетельстве.
Десятая заповедь является началом аскетики. Она говорит о том, что не только твои дела, но и мысли, и пожелания ведает Бог. Не желай чужого (чужой жены, чужого скота, чужого дома). Вопрос даже не в том, что не делай, но даже и не желай. Это уже борьба с помыслами.
В дальнейшем на основании этих десяти заповедей создавались другие заповеди и комментарии к ним. Они есть в Пятикнижии, в Исходе и Второзаконии.
В Ветхом Завете также сказано — уклонись от зла и сотвори благо. В первой заповеди говорится только о том, как уклониться от зла. Но в дальнейшем Книги мудрых Израиля, в частности Книги Притчей, Премудростей Соломона, Екклесиаст будут учить, как творить благо.